?

Log in

No account? Create an account
Шантира Шани

शान्तिरशनि

Заметки на объедках нирваны

Previous Entry Share Next Entry
Из «Райква-рахасьи»
Шантира Шани
shantira_shani
Патала о страстях.

Раз в неделю мастер Накимура читал лекцию.
Хотя учеников не становилось больше, – большинство предпочитало просветлённых наставников из Киото, раз в неделю выпускающих новую сутру с картинками, – он продолжал следовать традиции и читать только для живой аудитории. Сегодня их было пятеро – оставшиеся верными ему ученики и новичок, шедший с столицу, но поиздержавшийся в дороге и напросившийся на пару дней на постой.
Они сидели в ряд; новичок пристроился крайним справа. За эти пару дней, что он был с маленькой сангхой, он уже успел прожужжать им все уши о мудрости и величии столичных мастеров, к одному из которых у него было превосходное рекомендательное письмо, которое, по его уверениям, откроет ему парадные двери Учения. Остальные ученики, хотя и старались это скрывать, тоже уже потихоньку задумывались двинуть в столицу, увлечённые рассказами о том, что наставники там владеют искусством быстрого просветления.
Мастер устроился на татами напротив них, несколько минут посидел и достал из складок хаори четырёх костяных обезьянок нэцкиодна из которых прикрывала глаза, другая уши, третья рот, а четвёртая – промежность. Помедлив с минуту и повертев их в руках, он расставил их перед собой, мордочками к ученикам.
– Вы ведь знаете, что они символизируют в Учении Дзен? – с полувопросом-полуутверждением обратился он к сидящим перед ним ученикам. Ответа, как таковой, не требовалось и четверо его учеников лишь слегка кивнули. И лишь новичок вытянулся вперёд и быстро произнёс:
– Они символизируют три недеяния учения: не вижу злого, не слышу злого, не говорю злого. Каждая из них имеет своё собственное имя: не видит Мидзару, не слышит Кикадзару и не говорит Ивадзару. – он приосанился и гордо стрельнул взглядом на других учеников. – Но, мастер, зачем тут четвёртая обезьянка? Ведь должно быть только три. И почему она держит свои гениталии?
Мастер Накимура посмотрел на новичка, правой рукой взял четвёртую обезьянку несколько секунд вертел её в пальцах, рассматривая, затем быстрым движением метнул её в новичка – тот не успел уклониться и фигурка вонзилось ему в глаз.
– Потому, что на самом деле они символизируют слепо-глухо-немого импотента, кретин! – произнёс Накимура и тело новичка рухнуло на пол. – Сутра об одноглазом закончена! Все свободны. – он встал и направился к двери. – И приберитесь тут: может и выживет и даже поумнеет. – и ровным шагом вышел вон.

Сложно возвращение
К жизни нормальной
Из нирваны.

Рав бен-Бецалель сказал:
Говорят, когда очередной Далай-лама услышал эту историю, он удивлённо спросил: «Действительно, а на кой нужна четвёртая обезьяна?» Но не оказалось рядом с ним никого, по мудрости равного мастеру Накимуре.

Из "Райква-рахасйам"